Bombardier CSeries — бунтарь, вставший у истоков нового класса пассажирских реактивных самолетов. Из-за размеров, дальности полета и эксплуатационных затрат он не вписывается в традиционную классификацию: его не получается отнести к региональным самолетам, но и среднемагистральным можно назвать только с оговорками.
CSeries сильно отличается не только от успешного семейства региональных самолетов Bombardier CRJ, но и от проекта BRJ-X (Bombardier Regional Jet eXpansion. — Прим. ATO) вместимостью 100–115 кресел с дальностью полета 2780–4400 км. Работа над BRJ-X была остановлена в 2000 г., когда компания Bombardier столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны семейства Embraer E-Jet, а также самолетов Boeing 717 и Airbus A318. Тогда канадский производитель предпочел отступить и собраться с силами.
После четырехлетней паузы в Bombardier решили, что настало время для решительных действий. Компания с чистого листа создала новый самолет CSeries, способный перевозить 110–150 пасс. на расстояние до 6100 км на скорости 0,78М. Его запуск в эксплуатацию был запланирован на 2010 г., но из-за многочисленных проблем поставки CS100 начались только в середине 2016 г., а CS300 — в декабре 2016 г.
Сегодня конкурентная среда отличается от той, что была в 2010 г.: в 2018 г. на рынке появятся региональные самолеты семейства Embraer E-Jet E2 с улучшенной эффективностью. По заявлениям Embraer, машины E190-E2 будут летать на расстояние до 5200 км и брать на борт до 97 пасс. Дальность лайнеров CS100 вместимостью 108–127 составляет 5700 км; в будущем их пассажировместимость могут увеличить до 135 кресел, говорят в Bombardier.
Версия CS300 в свою очередь напрямую конкурирует с магистральными лайнерами Airbus и Boeing, которые в ответ на появление CSeries провели ремоторизацию семейств A320 и Boeing 737. Эксплуатация A320neo началась в 2016 г., Boeing 737MAX появится на рынке в 2017 г. Лидерство Bombardier сошло на нет; будет ли ее новый самолет конкурентным? Значительные заказы, поступившие в 2016 г. от Air Canada и Delta Air Lines, позволяют сказать да, будет.
Это материал из журнала «Авиатранспортное обозрение».
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
- — уникальному контенту — новостям, аналитике, инфографике — каждый день создаваемому редакцией ATO.RU;
- — расширенным версиям статей и интервью, опубликованных в бумажной версии журнала «Авиатранспортное обозрение»;
- — всему архиву журнала «Авиатранспортное обозрение» с 1999 года по текущий момент;
- — каждому новому номеру журнала «Авиатранспортное обозрение» до выхода бумажной версии из печати и доставки его подписчикам.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Услуга «Автоплатеж». За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка