Единственный российский лоукостер — авиакомпания "Победа" (входит в группу "Аэрофлот") планирует в ближайшем будущем ввести плату за регистрацию в аэропорту, что будет одним из способов удержания цен на билеты в условиях растущих цен на топливо, дополнительных трат на лизинг, техническое обслуживание из-за падения рубля и других негативных факторов. О том, как развивается перевозчик и какие он строит планы на ближайшее будущее, в интервью агентству РБК рассказал гендиректор оператора Андрей Калмыков.
При сохранении нынешних выросших цен на топливо суммарно непредвиденные издержки "Победы" превысят 2 млрд руб. за год. Одним из способов снижения расходов на этом фоне стал ввод платы при регистрации в зарубежных аэропортах. В дальнейшем эту практику планируется применить и в России. Еще один из способов снижения расходов — увеличение среднесуточного налета, который вырос на 14 мин, а также внедрение программы планирования экипажей, которая позволила сократить количество требуемых пилотов (попутно Калмыков раскритиковал действующую ныне систему подготовки летного состава). Кроме того, сейчас "Победа" внедряет систему динамического ценообразования на дополнительные услуги, которая предполагает повышение или понижение цен на выбор места, багаж и т. д. в зависимости от уровня спроса. Такой подход позволил повысить количество бронирований более чем на 20%.
Комментируя цели "Победы" в рамках новой пятилетней стратегии головной группы "Аэрофлот", которая предполагает увеличение к 2023 г. пассажиропотока лоукостера в пять-шесть раз, до 25–30 млн чел., Калмыков отметил: "Сейчас утверждена верхнеуровневая стратегия; как только ее декомпозируют на дочерние предприятия группы, мы увидим реальный рост, который нам закладывают. Тот план, который в итоге будет сделан, должен содержать не только цели, но и пути, ресурсы, как этого достичь… Я пока не видел стратегию и комментировать ее не могу". Топ-менеджер признал, что столь быстрый рост потребует существенных инвестиций, в том числе на увеличение парка.
Общие инвестиции в "Победу" на старте составили 50 млн долл. Первый рейс компания совершила три года назад. Комментируя, почему предыдущие попытки запустить в России авиакомпанию-лоукостер не удались, Калмыков подчеркнул, что прежде "были попытки сделать лоупрайсеры". Лоукостер — это в первую очередь низкие затраты, тогда как ранее дешевые билеты предлагались за счет использования старых Airbus или Boeing, у которых выше расходы на ремонт. В целом, по мнению Калмыкова, сейчас на рынке около 30% проблемных авиакомпаний: "Дорогой неэффективный парк нельзя долго сохранять — можно не увидеть большого светлого будущего".