В Воронеже стартовали летные испытания самолета Ил-112В

Перспективный военно-транспортный самолет Ил-112В в ходе первого полета
Первый полет Ил-112В состоялся спустя два десятилетия после начала его разработки :: Сергей Пугачёв

В субботу, 30 марта, на аэродроме Придача Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО; входит в подразделение транспортной авиации ОАК) совершил первый полет прототип перспективного российского легкого турбовинтового военно-транспортного самолета Ил-112В.

Экипажем командовал шеф-пилот компании "Ил" (головное предприятие подразделения транспортной авиации ОАК) Николай Куимов. Самолет летал около 40 мин; его сопровождал самолет-лаборатория Ил-114, передал фотокорреспондент ATO.ru в Воронеже. Полет прошел в штатном режиме, объявила ОАК.

Процедура передачи Ил-112В на летно-испытательную станцию ВАСО состоялась 27 ноября прошлого года. Ожидалось, что эта машина может подняться в небо до конца 2018 г. 

Первому полету предшествовал цикл аэродромных отработок, в ходе которых были проведены испытания всех систем, совершены пробежки по аэродрому, в том числе с частичным отрывом от земли (29 марта), и получено заключение о готовности самолета к началу летных испытаний. 

Построенный по заказу Минобороны Ил-112В можно назвать первым серьезным турбовинтовым самолетом, созданным в постсоветской России. Правда, процесс создания значительно затянулся. 

К разработке Ил-112 Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина приступил в начале 90-х гг. Спустя примерно десятилетие, весной 2004 г., проект победил в конкурсе российского военного ведомства на создание легкого военно-транспортного самолета в целях замены устаревающих Ан-26. Ожидалось, что Ил-112В может совершить первый полет еще в 2006 г. Но по различным причинам проект, по сути, был заморожен и возобновлен лишь в 2013 г.

Кроме того что Ил-112В предназначен для обновления парка военно-транспортного авиации, этот проект важен и показателен как минимум еще по двум причинам.

Во-первых, российский авиапром не создавал самостоятельно серьезных турбовинтовых самолетов. Исторически потребности в легких турбовинтовых транспортных самолетах в России и ближнем зарубежье, по сути, закрывало ГП «Антонов». ОАК подчеркивает, что при постройке Ил-112В используются только российские узлы и агрегаты.

Во-вторых, успешная работа над Ил-112В важна для создания модернизированного пассажирского самолета Ил-114-300. Так, легкий военно-транспортный самолет оснащается турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ разработки предприятия «ОДК-Климов». 

Гражданская модификация этого мотора — ТВ7-117СТ-01 — станет штатным двигателем нового пассажирского самолета, призванного заменить Ан-24/26 в парках коммерческих авиакомпаний. Сообщалось, что первый полет прототипа обновленного Ил-114 состоится до 31 мая. Кроме того, ряд российских перевозчиков высказывали интерес и к гражданской версии рампового Ил-112.

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров говорит, что потребность в Ил-112В оценивается в объеме более 100 ВС.

«Ил-112В — это не только транспортник, но и уникальная платформа, которая может быть использована для большого круга военных и гражданских задач», — заявил вице-премьер российского правительства Юрий Борисов. В пресс-релизе ОАК указано, что Ил-112В «превосходит в два раза по транспортной эффективности» Ан-26 и составит конкуренцию лучшим мировым транспортным самолетам аналогичного класса.

Однако для того чтобы Ил-112В начал поступать в войска и тем более на рынок гражданских самолетов, предстоит еще много работы.

Генконструктор компании «Ил» Николай Таликов признавал, что первый прототип легкого-военно транспортного ВС слишком тяжелый и пока не отвечает требованиям военных: «В 2018 году был поднят серьезный вопрос, что самолет не соответствует тактико-техническому заданию — в частности, перевозке 5 т на дальность 1200 км. на аэродром третьего класса. Третий класс — это достаточно короткие полосы 1500–1800 м. Да, мы перетяжелили самолет».

«Тут есть объективные причины — в авиационной промышленности прошла смена поколений конструкторов. Пополнение шло слабенькое, технические вузы потеряли популярность. А пришел к нам молодой специалист, осмотрелся, подучился и отправился туда, где больше платят. <…> Не секрет, что в 2010 г., когда остановили работы по самолету Ил-112, у нас пять отделов встали и перешли на "Иркут" — там платили почти втрое больше. Во многом поэтому упустили проблему веса. Этот вопрос рассматривали и с военными, и на уровне профильного вице-премьера правительства России. Утвердили комплексный план по снижению массы самолета», — объяснял Николай Таликов.

По его словам, чтобы решить проблемы, на следующих экземплярах Ил-112В будут меняться вторичные конструкции (не влияют на прочность), сделана перекомпоновка и внедрены композиционные материалы: «Силовую конструкцию не трогаем. <…> Только самая первая машина, "единица", останется в повышенной весовой категории».

Официальная справка ОАК о самолете Ил-112В

 

Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В предназначен для транспортировки и воздушного десантирования вооружения и легкой военной техники, грузов и личного состава, а также широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации гражданской версии самолета с максимальной массой 5 т.  Ил-112В оснащен новейшей версией турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ разработки и производства АО "ОДК-Климов" с мощностью на максимальном взлетном режиме — 3100 л. с. Двигатели отличаются модульностью и экономичностью расхода топлива — одной из лучших в своем классе. Система автоматического управления управляет не только двигателем, но и воздушным винтом АВ-112 большей производительности.

 

Ключевым преимуществом самолета является возможность автономной эксплуатации с плохо оборудованных аэропортов и грунтовых полос. Ил-112В сможет работать в самых сложных климатических условиях, с высокогорных аэродромов и при сверхнизких температурах. Крейсерская скорость — 470 км/ч. Дальность полета с максимальной нагрузкой при взлете с грунтовых аэродромов — 1200 км. Самолет проектировался с использованием передовых цифровых технологий и оснащен самыми современными бортовыми системами полностью российского производства.

 

В декабре 2018 г. второй опытный образец Ил-112В был доставлен в ЦАГИ для проведения статических ресурсных испытаний.